тел. +7 (903) 741-5-741

"Врата Дракона"


Уданская школа Тайцзицюань. Ушу. Цигун.
Даосские практики долголетия.

Уданский меч цзянь – меч справедливости

Hu Liqing

Меч цзянь – неотъемлемый элемент даосских боевых искусств, в том числе тайцзи-цюань, где он использовался и как оружие, и как элемент энергетической практики. Легендарный основатель тайцзи-цюань Чжан Саньфэн был апологетом меча. Когда он занимался в горах Удан, он, практиковал как искусство боя без оружия, так и с оружием. Со времен Чжан Саньфэна искусства владения цзянь наравне с другими видами оружия преподавалось адептам тайцзи-цюань от одного мастера к другому. Однако изначально цельного комплекса с мечом не существовало, и техники фехтования изучались в виде отдельных связок. Прямой меч стал неотъемлемым символом даосской традиции. Как это произошло, мы можем только догадываться. С одной стороны, даосы-алхимики изобрели порох, вероятно и в металлургии они тоже имели свои достижения. В Японии, например, изготовление мечей неразрывно связано с традицией синтоизма, вероятно в Китае тоже имело место нечто подобное.

Не стоит сбрасывать со счетов и эффективность меча, как личного оружия. Однако в китайском ушу шест считается не уступающим мечу, а то и превосходящим его в боевом применении. А о дешевизне и говорить нечего. Шест получил распространение среди воинственных буддистов, а мирные даосы постоянно носили с собой свой символ – меч Цзянь.

Вероятно, следует учитывать и то, что ношение меча подчеркивало высокий социальный статус его обладателя. Кроме того, владение мечом очень быстро оформилось в имеющее самостоятельную ценность искусство. Демонстрация движений с оружием стала «визитной карточкой» «достойного мужа». В религии и культурной традиции за мечом утвердилась репутация оружия справедливости, преграды зла, принадлежности к благородному сословию. Искусство владения мечом ценилось необычайно высоко.

Даосы добились в этом искусстве поразительных успехов.

Особенности техники фехтования прямым мечом прекрасно вписывались в принципы даосских боевых искусств. Тут и умение использовать разум, и победа уступкой, и преимущество техники над грубой силой, и медитация в движении. А в основе всего – умение действовать с наименьшими физическими затратами. Так получилось, что прямой меч стал излюбленным оружием даосов.

Это то, что даосы выбрали из сокровищницы китайского воинского искусства. Но что они внесли обратно? Что искусство фехтования получило от даосов?

Например, Шаолиньская традиция ушу развивала мощные атакующие движения, идущие по прямой, взрывные выбросы энергии, технику «очищения разума».

Даосы культивировали плавность и непрерывность движений, предпочитали «стремиться к прямому через изогнутое».

Психотехника, в том виде, каком мы можем ее сегодня понять, включала следующее:

Постоянный непрерывный контроль «ста тысяч превращений» вокруг человека. Это не серия озарений, а непрерывный контроль, внимание к мельчайшим изменениям реальности.

Реальность воспринималась не как набор «форм», а как совокупность энергий. Например, энергия Земли – ее упругость, неровность рельефа, степень сцепления с почвой; энергия деревьев и кустарников – их прочность, свойства преграды, степень защиты от солнца, возможности маскировки; энергия клинка – острота, гибкость, упругость, баланс веса; энергия мышц, дыхания, прочность костей и сухожилий…

Таким образом, даос воспринимал всю разнородную доступную информацию в виде единых по сути энергетических полей, определял результирующую их наложения, и действовал, опираясь на это «чувство энергии». Такая интегративная система оценки реальности была (и является) очень эффективной. Чтобы тренировать это чувство реальности, создавались комплексы медитативных упражнений с мечом – первые «таолу». Многие движения не были строго закреплены, передавался скорее ритм и общий настрой. Поэтому наравне с формальными комплексами был популярен «танец с мечом» – спонтанная работа, импровизация. Танец с мечом был очень популярен в древнем Китае, например, знаменитый Ли Бо превосходно танцевал с мечом.

Но, конечно, наряду с чистой импровизацией имелись и конкретные технические действия, используемые в реальных поединках. Комплексы тайцзи с мечом появились намного позже.